Рождественское волшебство на театральных подмостках Права на иллюстрацию: Thomas Kinkade

Рождественское волшебство на театральных подмостках

Новогодне-зимние спектакли — это обычно тема для детей. В конце концов, чуть ли не каждый уважающий себя театр считает своим долгом порадовать в канун праздников маленьких зрителей елочно-мандариновым настроением. Кто-то с этой целью выпускает очередную версию «Двенадцати месяцев», а кто-то и вовсе отделывается утренниками с участием непременного Деда Мороза в сопровождении актуальных на этот год персонажей.

Если же говорить о детских новогодних спектаклях, проверенных временем и публикой, то это, прежде всего «Снежная королева» Малого театра и «Тайна старого шкафа» Театра на Малой Бронной. Традиционная сказка о любви и верности, переложенная для театра Евгением Шварцем и вот уже почти двадцать лет обживающая уютные декорации Малого, наверняка, никого не оставит равнодушным, а за качество постановки поручится уже сама репутация прославленного театра. Куда более привязана к современности и сегодняшним детским запросам постановка знаменитой книги Льюиса «Лев, Колдунья и Платяной шкаф», что идет в Театре на Малой Бронной. Здесь маленьким зрителям не только рассказывают увлекательную, полную приключений историю, но и порой втягивают их в действие.

За музыкальное театрально-новогоднее представление традиционно отвечает «Щелкунчик», который в этом году можно увидеть в совершенно разных театрах, начиная от Большого и заканчивая Детским музыкальным театром им. Натальи Сац. А Музыкальный театр Бориса Покровского приключениям европейских героев накануне Рождества предпочитает приключения гоголевских героев. Месяц, похищенный прямо с неба, фантастический полет верхом на Бесе в Петербург за черевичками, что носит сама царица Екатерина II, и другие необычайные происшествия, какие случаются только в Ночь перед Рождеством, — все это в фантастической опере «Черевички», поставленной на музыку все того же Петра Ильича Чайковского.

Однако Новый год — время чудес не только для детей, но и для взрослых. По крайней мере, тех из них, кто еще не до конца утратил веру в волшебство зимнего праздника. И вот как раз для таких зрителей многие театры предлагают милые, добрые, забавные, а порой и чуть грустные рождественские чудеса.

Так, много лет в МХТ им. Чехова шел лирический спектакль «Рождественские грезы» по пьесе Надежды Птушкиной, но в последние годы его место в праздничном репертуаре занял вечный Диккенс с его по-английски добродушным «Пиквикским клубом». Здесь всё — очень английское: и двухэтажный красный автобус, на котором путешествуют герои, и их клетчатые одеяния; и маячащий на сцене Биг Бэн, и, конечно, «The Beatles». Именно под песни ливерпульской четверки происходит все это перенасыщенное событиями путешествие, включая финальный рождественский вечер под падающим снегом и взмывающими к потолку пробками шампанского и серпантином.

Диккенс, написавший множество грустно-веселых рождественских историй, — вообще, идеальный автор для снежного зимнего вечера. Будь то вечер дома в кресле под теплым пледом, или же вечер театральный. Вероятно, именно такие мысли бродили в «Табакерке», когда постановке принималась еще одна повесть английского писателя — «Сверчок на печи». Повесть, еще век назад ставшая знаковой для русского театра: именно в спектакле Первой студии МХТ по этому произведению чуть ли не впервые вышли на сцену и сыграли свои легендарные роли Михаил Чехов и Евгений Вахтангов.

«Зимнюю» классику предлагает своим зимним зрителям и МХАТ им. Горького — на этот раз пьесу Эдуардо де Филиппо. Здесь говорящее уже само название: «Рождество в доме Купьелло». Главный герой, к слову, весьма схож с героем «Сверчка на печи» — он тоже продавец игрушек. На этот раз — елочных. Герой наивно полагает, что этими детскими игрушками (а мастерит он в основном «ясли Христовы») сумеет уберечь своих домочадцев от неприятностей, что в доме наступят мир и спокойствие...

Для тех, кто историям старинным предпочитает современные сюжеты, «Современник» и Театр Рубена Симонова предлагают две трагикомедии: «С наступающим», в пространстве которой сойдутся Сергей Гармаш и Леонид Ярмольник, и «Почти рождественскую историю» пера Эдуарда Акопова, подарившего нам один из лучших советских фильмов — «Человек с бульвара Капуцинов».

«Гоголь-центр» будет, как всегда, оригинален. Под Рождество здесь пройдет мрачная абсудистская драма Александра Введенского с новогодним названием «Елка у Ивановых». Драма, которую, впрочем, в праздничные дни лучше не смотреть людям с позитивным взглядом на окружающую действительность. А в первых числах января (и только в них) театр представит необычную сказку «Девочка со спичками». Как обещают в «Гоголь-центре», это будет спектакль-путешествие для детей и взрослых. Спектакль, в котором не найдется места традиционным Деду Морозу и Снегурочке, но в котором не останется даже маленького уголка для иронии и цинизма. Зато окружать зрителей будет аромат имбирного печенья и еловых шишек, а также великолепная музыка американского композитора Дэвида Лэнга, которому принадлежит и либретто спектакля. Надо сказать, что это первая театральная постановка «Девочки со спичками» Дэвида Лэнга не только в Москве, но и в мире.

Еще один новогодний подарок сделали своим зрителям (уже не детям, но молодым людям) в театре на Малой Бронной. Это спектакль по пьесе американского драматурга Джона Кариани «Почтигород». Пьеса написана по излюбленному принципу рождественских кинокартин: девять новелл — девять отдельных историй об обретенной или утраченной любви, объединенных сквозной темой. Этот лейтмотив задается прологом спектакля, где юная Джинетт вынуждена отправиться, подобно Герде, пешком в длительное кругосветное путешествие, чтобы приблизится к любимому. На этот спектакль, что появился в канун рождественских праздников, вполне можно пригласить близкого человека, а потом выйти под падающий снег и обнаружить, что совсем не обязательно убегать на край земли, чтобы почувствовать тепло и счастье от близости любимого.

Ну и конечно, спектакль, без которого вот уже 105 лет не представляет своей жизни театральная Москва. Еще одна рождественская история. Еще одна сказка, в равной мере доступная детям и взрослым — легендарная мхатовская «Синяя птица». Великолепно оформленный и наполненный музыкой спектакль потрясает не только детей, но и взрослых, на глазах которых совершаются чудеса: оживают молоко, хлеб, огонь... Поиск счастья сроком более 100 лет — такого старожила нет ни в одном театре мира. Заметим, что с прошлого года «Синяя птица» поселилась еще и в Театре кукол им. С. Образцова, а в январе, как обещает, совьет свое гнездо и в Ермоловском театре.

Так что театральный выбор зимних сказочных чудес настолько велик, что в пору уже начать дарить их себе и своим близким. А то ведь зимы может и не хватить!

| 15 декабря  | Просмотров: 1122 | 5


Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарии, пожалуйста, представьтесь системе. Если вы зарегистрированы в соцсетях, вы можете использовать ваши учетки и на Чеховеде:


Загрузка
Об авторе:

Читайте также

Поделиться материалом