Пленить и оживлять Права на иллюстрацию: cultobzor.ru

Пленить и оживлять

Художественная выставка «Плененные театром...Русская сценография 1900-1940-х годов» — событие редкое. Добрая половина коллекции не известна широкому зрителю, так как не часто выставляется. А часть зарисовок художников относится и вовсе к неосуществленным постановкам, то есть так и оставшимися разработками ( кукольная постановка в Старинном театре марионеток в Петрограде десятых годов по старинному французскому фарсу XV века). Экскурс в мастерскую театрального художника конца XIX- XX века будет интересен не только театралам и историкам театра, но и ценителям русского авангарда.

Во-первых, экспозиция открывает новые вехи в творчестве известных художников — авангардистов. В начале XX века реформа театра, связанная с именами К. Станиславского, Вс. Мейерхольда, Н. Евреинова, А. Таирова, В. Немировича-Данченко, Ф. Комиссаржевского, а также с расцветом декоративного искусства, привела к тесному сотрудничеству живописцев и режиссеров, которые стали вместе создавать новаторскую композицию спектаклей. Представители различных модернистских направлений ярко проявили себя как художники театра и создали новую систему действенной сценографии.

Во-вторых, собрание иллюстрирует развитие тенденций театрально-декоративного искусства в период его становления. Здесь представлен и театральный конструктивизм, и примитивизм, и экспрессионизм. Графичные эскизы Евгения Лансере к «Горе от ума» Малого театра, Кустодиевская «Снегурочка», импрессионистские зарисовки Константина Юона к «Японскам сказкам» и темноликая Москва из «Хованщины, испанские костюмы Аристарха Лентулова, народные образы Константина Коровина к операм Мусоргского и Глинки....

На выставке представлены яркие эскизы костюмов и декораций, оживляющих в нашем представлении образ спектаклей, художников-станковистов и модернистов — Михаила Врубеля — рисовал для оперы «Садко» Римкого-Корсакова; Константина Коровина — оформлял спектакли Русской частной оперы С.И. Мамонтова; Александра Головина — символист, работал декоратором Большого театра, сотрудничал с МХТ, из представленных работ запоминаются его эскизы занавеса в декоративной стилизации модерна для балета «Жар-птица» на музыку И. Стравинского.

Мастерами круга «Мир искусства» был начат поиск новых способов оформления сцены. Александр Бенуа — реформатор сценографического искусства, в экспозиции представлены его реалистические эскизы декораций к «Юлию Цезарю» Шекспира для БДТ и «Тартюфа» Мольера для МХТ. Иван Билибин — иллюстрировал народные сказки, на выставке представлены эскизы для сказочных персонажей к известным операм («Сказка о царе Салтане»). Мстислав Добужинский — был художником-сценографом в театре Веры Комиссаржевской, его эскизы (представлены работы для Малого театра 1921 года) отличаются проработкой детали и красочностью.

Серия работ Натальи Гончаровой — прекрасное дополнение к уже идущей в Москве выставке, посвященной всему творчеству знаменитой художницы («Наталья Гончарова: между Востоком и Западом» в Третьяковской галерее). В сценографической экспозиции представлен цикл эскизов, практически самоценных картин, Апостолов в одеяниях к неосуществленной постановке «Литургии» на музыку И.Стравинского в антрепризе С.Дягилева, с которым Н.Гончарова работала в парижских «Русских сезонах». Изображения канонических библейских героев, выполненные в духе кубизма — резкими линиями и насыщенными красками — оставляют неизгладимое впечатление.

Выставка продлится до 13 января 2014 года.

| 28 декабря  | Просмотров: 391 | 1


Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарии, пожалуйста, представьтесь системе. Если вы зарегистрированы в соцсетях, вы можете использовать ваши учетки и на Чеховеде:


Загрузка
Об авторе:

Читайте также

Поделиться материалом