Мейерхольд в ЦиМе

Мейерхольд в ЦиМе

В Центре им. Мейерхольда на Новослободской прошел цикл лекций, посвященных актуализации творчества Вс.Э. Мейерхольда в современном театральном контексте. Вадим Щербаков, российский исследователь творческого наследия режиссера, остроумный лектор, рассказал о том, почему Мейерхольд против Постдраматического театра. Встречи были приурочены к подготовке празднования в феврале 140-летия Мастера.

Провокативное название разговора о Мейерхольде было задумано как оппозиция высшего проявления драматического театра в творчестве Мейерхольда первой четверти двадцатого века и постдраматического, заявленного Хансом Леманном, в начале двадцать первого века. С надеждой на то, что увлекшись веянием «постдраматического», театральный мир не забудет славное прошлое. Цикл встреч, раскрывающих специфику театра Мейерхольда, задал вектор мысли: почему сегодня театр предпочитает не игру, а перфоманс, отчего пошло разъединение зрителя и актера, зачем нужна многовариантовость вместо интерпретации? Так как на многие вопросы, задаваемые режиссерами и сейчас, Мейерхольд нашел ответы еще век назад. Свежий разговор о режиссере и его театре, позволил на многие события посмотреть критически, развеять или подтвердить сложившиеся мифы.

Три лекции были поделены по темам, важным для понимания Мейерхольда как реформатора театра. Первая лекция «Сокровище» осветила проблему традиции и новаторства в театре Мейерхольда. При всей смелости открытий ведь он опирался на традицию (первоначально — древней комедии дель арте и театра масок). Занимательный факт: спектакль «Маскарад» Мейерхольд поставил в венецианском стиле, оригинально, однако мотивировав: Лермонтов при написании драмы увлекался Байроном, который тогда жил в Венеции и описывал свои впечатления. В.Щербаков рассказал и удивительную историю чудесного спасения Татьяной Есениной и С.Эйзенштейном архива Мейерхольда в сороковых годах, обретения после арестов и пожаров настоящего «сокровища».

Последующая лекция «Лабораторный театр» раскрыла историю создания Мейрхольдовской студии, где актер изучал не только небезызвестную биомеханику, но и немаловажную и новаторскую теорию музыкального чтения, а также историю и практику театра. Главной для обсуждения стала проблема соотношения новой философии Мейерхольда с идеологией эпохи, целью которой было создать нового человека, и проблема взаимодействия кассового и лабораторного театра, актуальная сейчас особенно.

Лекция «Режиссерские сюжеты» раскрыла сущность взаимодействия литературного и сценического текста. Опираясь на ключевые спектакли («Дон Жуан», «Великодушный рогоносец», «Ревизор») В.Щербаков рассказал об особенности мировоззрения Мейерхольда, создавшего трагикомическую театральность, живущую по собственным законам.

Несмотря на известность основных вех биографии и открытий Мейерхольда, и написанных трудов, воспоминаний так многого неспециалист еще не знает! Лекционные встречи оказались интересны практикам — были режиссеры (Вячелав Чеботарь и др.), драматурги — Елена Гремина и Саша Денисова, например, и теоретикам — были студенты-театроведы. Слушателями были заданы следующие вопросы: каким был Мейерхольд как личность? Чем биомеханика отличается от танца? Как Мейерхольд работал с пространством? Почему современный театр отказывается от определенных вещей, разработанных еще Мейерхольдом?

| 22 декабря  | Просмотров: 604 | 4


Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарии, пожалуйста, представьтесь системе. Если вы зарегистрированы в соцсетях, вы можете использовать ваши учетки и на Чеховеде:


Загрузка
Об авторе:

Читайте также

Связанный материал

Театры:

Поделиться материалом