При Калужском Драматическом Театре прошел семинар молодых театральных критиков Права на иллюстрацию: Елизавета Авдошина

При Калужском Драматическом Театре прошел семинар молодых театральных критиков

Союз театральных деятелей учредил выездной семинар по профилю театральная критика под руководством Григория Заславского. Первый четырехдневный семинар в конце ноября прошел в Калуге, а следующие планируется провести в Ульяновске и Пензе.

Нас собралось около десяти молодых журналистов из разных городов России: Москва, Белгород, Иваново, Кострома, Самара, Екатеринбург, Липецк, Казань, Киров. И трое журналистов представляли родной город — Калугу. Подружились мы в гостеприимном театре Калужской Драмы. Это один из старейших театров России. Основан по указанию Екатерины Второй в 1777 году. В сентябре 2013 года театр принимал у себя Фестиваль «Старейшие театры России», на который приезжал, в том числе, московский Театр им. Вахтангова.

В первый же день познакомил нас с театром, как с родным домом, замечательный директор и руководитель театра, уникальный человек Александр Кривовичев. Заслуженный работник культуры Александр Анатольевич работает в театре с 1970 года и начинал еще художником-технологом. Именно он организовал фестиваль и с его управлением связано обновление театра в начале 2000-х годов.

Каждый день мы собирались за круглым столом в библиотеке театра для профессионального разговора. А вечерами погружались в спектакль. За четыре дня мы успели посмотреть пять репертуарных спектаклей, различных жанров и настроений, диапазоном от мировой классики до отечественного авангарда. Два из них — кассовые комедии, любимые публикой. «Шоу для настоящих леди» и «Примадонны». Живые, в духе водевилей и американских комедий, спектакли с переодеваниями, «песнями и плясками», простым и незамысловатым юмором, но яркие и вовлекающие в себя.

Помогала узнать больше о спектаклях и труппе очаровательная завлит театра Светлана Маркелова. Она рассказывала об истории создания спектаклей, трудностях и удачах постановок, интересном актерском коллективе.

В первый же день мы посмотрели необычный и единственный в своем роде спектакль, в основе которого лежит сценарий Гарика Сукачева и Ивана Охлобыстина к известному одноименному фильму «Дом восходящего солнца». Важно, что главный режиссер театра Александр Плетнев поставил спектакль в 2009 году, разнообразив литературную основу вкраплениями А. Вампилова и В. Шукшина, еще до выхода фильма. Спектакль с тех пор стал излюбленным вечером ностальгии для калужан. История про поколение советских хиппи перерастает в рок-концерт. В театре с антуражем сталинского ампира видеть на сцене драйвовых ребят с электрическими гитарами — мощное и позитивное зрелище.

По просмотренному нами спектаклю «Король Лир», премьере нынешнего сезона театра, состоялась встреча с создателем — Александром Баранниковым. Режиссер рассказал о своем виденье Шекспировского текста, работе над спектаклем, непреложности обращения вопросов к себе, автору, актеру, зрителю. Оригинальности противоречивой и неоднозначной в оценке, но масштабной постановке, придало решение соединить Корделию и Шута в лице одной актрисы, а сложные отношения отца и дочерей выразить пластической метафорой.

Недавно открытая малая сцена театра, следующая принципу художественного поиска, представляет спектакли по камерным постановкам модернистской литературы — здесь идет и «Фрекен Жюли» Стриндберг, и «Калека с острова Инашмаан» М. Макдонаха. А мы увидели спектакль по еще малоизвестной пьесе современного болгарского драматурга Христо Бойчева «Оркестр Титаник». Постановка трагической пьесы о тотальном одиночестве человека в мире стала дебютом приглашенных в театр студентов-дипломников ГИТИСа, школы-студии МХТ и Петербургской академии искусств. С актерами Калужского театра они (будущие режиссер, художник и хореограф) поставили историю про четырех героев-маргиналов, ищущих свое место в большом мире.

Мы собирались тесной компанией критиков читать, обсуждать написанные в рамках семинара тексты по свежим впечатлениям от увиденных постановок. Первое «домашнее задание» — экспресс — рецензию, работы в жанре «портрет актера в роли», рецензии, стилизованные под различные форматы существующих изданий прессы. Разбор написанных текстов незаметно перетекал на более широкие темы. За время семинара мы обсудили такие острые вопросы, как ответственность критика и журналиста, взаимодействие с режиссерами и коллегами по перу, месте театральной критики в журналистике и современной культуре, нужности подобной рефлексии для широкого зрителя и читателя, — и другие значимые проблемы. Затронули и сегодняшние, свежие, события театрального мира.

Разговоры о театральном сообществе — всегда взгляд на «кухню» изнутри и наш руководитель театровед Григорий Анатольевич Заславский, отличный рассказчик, поведал много смешных и поучительных «баек», когда я их слушала, мне становилось уютно и радостно. Это как история твоей семьи — веселые и грустные моменты здесь тесно переплетены, прошло время, и они стали светлыми воспоминаниями.

Плодотворное общение за недолгие, но насыщенные дни семинара неимоверно обогатило: обмен опытом, мнениями (порой мы не сходились во взглядах, спорили, но оттого становилось еще любопытней), эмоциями (какое удовольствие побыть среди единомышленников) и, конечно, знаниями!

| 08 декабря  | Просмотров: 457 | 3


Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарии, пожалуйста, представьтесь системе. Если вы зарегистрированы в соцсетях, вы можете использовать ваши учетки и на Чеховеде:


Загрузка
Об авторе:

Читайте также

Поделиться материалом