Репетиция «второго пришествия» прошла со скандалом Права на иллюстрацию: Группа юбилейного года

Репетиция «второго пришествия» прошла со скандалом

Отметить юбилейный пятидесятый сезон Театр на Таганке решил не ностальгией по прошлому, а устремлением в будущее. Группа юбилейного года, воспитанная Школой Театрального Лидера под руководством новодрамовского дуэта режиссера Дмитрия Волкострелова и художницы Ксении Перетрухиной, подготовила и показала первое сценическое высказывание под названием «Репетиция оркестра».

Команда из молодых режиссеров, художников, театроведов, театральных менеджеров осуществляет в Театре на Таганке художественный проект, посвященный осмыслению истории театра. Уже открылась выставка Ксении Перетрухиной «Попытка альтернативы», не претендующая на художественность, но направляющая мысль. Цитаты из высказываний идеолога постдраматического театра Ханса Леманна и собственные размышления о роли театра в современном мире арт-команда разместила на месте афиш знаменитых спектаклей театра.

Документальный спектакль с участием актеров Театра на Таганке основан на интервью с работниками и служителями театра, чей ежедневный «невидимый» труд — вклад в дело театра. Костюмер, уборщица, монтировщик, осветитель, билетер, охранник — история каждого оказалась важной и была услышана, стала маленьким пазлом в мозаике прошлого и настоящего. Истории о том, как встречались с Высоцким, Далем, Золотухиным. О том, что актеры как дети, за которыми нужно следить, чтоб не вышел на сцену голодным. О том, как любовь к театру становится жизнеобразующей силой и энергией. Выхваченные светом софита молодые актеры передвигаясь по залу меж зрителей, передавая мельчайшую мимику и индивидуальные жесты породнившегося персонажа, рассказывали историю «Таганки» от первого лица. О первых зарубежных гастролях в 1983 году, о Юрии Петровиче Любимове, его уникальной жене Каталине и необыкновенной энергетике места. Но от идеологии Театра.doc в документальном срезе ушли далеко — необыкновенно тонко, иронично и бережно молодые актеры передали интонации чужой судьбы, общей в том, где она пересеклась с необыкновенным театром. Это не просто жизнь, как она есть. Здесь жизнь — искусство.

На сцене — старые бликующие телевизоры, к потолку подвешены костюмы из спектаклей прошлого века. Здесь вновь ожили во фрагментах декорации легендарного Давида Боровского. Около одной из оголенных боковых стен вертикальная этажерка — «Послушайте!» Маяковского. Энергичный призыв зачинателя авангарда 20-х отзовется во всей стилистике нынешнего спектакля.

Неожиданно череда монологов обрывается. Актеры вновь становятся сами собой и перед нами уже бурное обсуждение театральной реальности. Репетиция спектакля в спектакле. Актеры спорят и ищут главную, генеральную мысль. Но какой она должна быть сейчас? Шесть персонажей в поисках автора, — зарисовка «Таганки» сегодняшней.

И как будто в ответ на немой вопрос зрителя прозвучал текст из лекции Чарли Кауфмана по сценарному мастерству, который просто и незамысловато прочитывает режиссер «репетиции» Андрей Стадников Надо сказать, что это дебют драматурга- новодрамовца в статусе режиссера.

«Я знаю, что вы хотите зрелищ, поэтому мое решение быть искренним вместо того, чтобы развлекать вас, кажется немного эгоистичным». Именно таким показалось доброй половине зала происходящее дальше. Отыграв раскуроченным оркестром (сложным образом взаимодействуя с гитарными струнами, сочиняя и импровизируя) музыкальный опус, актеры зримо воплотили на сцене метафору непроходимой стены. Разбегаясь и ударяясь о стену, они искренне стремились ее преодолеть. Разрушить грань между «тогда» и «теперь». И, казалось, еще чуть-чуть...

Жаркая дискуссия, разделившая театралов на авангардистов и консерваторов разгорелась вокруг вопроса считать ли манифест, прозвучавший сегодняшним вечером со сцены, художественным? Протест, хамовато проявляемый прямо посреди спектакля отдельными невоздержанными зрителями, «смотрелся» даже подстроенным. Агрессия, обвинения и необоснованный протест давно стал частью контекста нового искусства, а когда театр и зрительская реакция становятся неразличимы, образуется совсем другое пространство — место для совместного, коллективного переживания. Общественные дебаты развернулись не на шутку...

Оркестр, который выходит из-под контроля нового дирижера, — образ знаменитого фильма Федерико Феллини, — соединил все замыслы, задуманные и вскрывшиеся «по ходу пьесы». Театр находится в ожидании нового Мессии — вот главный посыл необычного документально-импровизационного действа, по духу своему выросшего из лучших традиций «Таганки» — не держать зрителя в теплой комнате и не переставать «задавать вопросы». Театр, ставший тридцать лет назад оплотом демократии и храмом свободы, продолжит себя в поколении неуспокоенных.

В постановке участвовали молодые актеры «Таганки»: Анна Букатина, Дмитрий Бутеев, Елизавета Высоцкая, Екатерина Варкова, Марфа Кольцова, Никита Лучихин, Константин Любимов, Александр Марголин, Анна Попова, Роман Сорокин, Юлия Стожарова, Анна Хлесткина. Художник по костюмам- Алексей Лобанов, хореограф- Ольга Цветкова, композитор -Дмитрий Власик.

| 07 декабря  | Просмотров: 399 | 1


Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарии, пожалуйста, представьтесь системе. Если вы зарегистрированы в соцсетях, вы можете использовать ваши учетки и на Чеховеде:


Загрузка
Об авторе:

Читайте также

Поделиться материалом