Маска, кто ты?

Маска, кто ты?

Если говорить о маске, то первым делом на ум приходят определения: новогодняя, театральная, медицинская, спортивная, может быть, еще венецианская. Назначение и цель разные, но суть одна — маска прикрывает, скрывает лицо, создает «безымянность» и служит для защиты. Время возникновения маски относится к глубокой древности, когда это было точно, никто не скажет. Вероятнее всего тогда маска имела обрядовое, ритуальное, магическое предназначение. Изготовлялись маски из того, что было под руками: из глины, дерева, кожи, ткани, металла, бумаги, папье-маше, гипса.

Ритуальная маскаВ качестве театрального атрибута маски использовались в античном театре и в традиционных театрах народов Азии: топенг в Индонезии, ноо в Японии, во время народных представлений раслила и рамлила в Индии. При совершении ритуальных действий и в карнавале маска реализует утилитарные свойства и служит достижению прагматических целей. В изобразительном искусстве акцентируется эстетическое начало. И только театр удивительным образом позволяет добиваться синтеза утилитарного и эстетического. Возникают эстетические феномены «маска-предмет», «маска-грим», «маска-образ».

Наш европоцентризм предполагает обращение в первую очередь к античному театру. До него маска оставалась ритуальным предметом, и древнее мифологическое мышление не знало различия между условностью и реальностью, то есть маска-предмет была атрибутом реальности, а не игры. Чтобы стать божеством первобытному человеку было достаточно надеть маску, потому что он верил в переход сущности маски на него. Маской могли пользоваться только посвященные, поскольку она имела магическое значение: жрец в маске бога Диониса становился для людей олицетворением самого бога.

Театральные маскиИ только значительно позднее маска-предмет заняла свое место в художественных процессах. Две маски — плачущая и смеющаяся, символизирующие трагедию и комедии, пришли к нам из того времени и стали символом театрального искусства. В огромных античных амфитеатрах маски служили рупором, имели широко открытый рот, чтобы голос актера был слышен на самых дальних трибунах. Во-вторых, с большого расстояния мимика практически не воспринималась. Кроме того, древние греки очень ценили определенность, а человеческое лицо с его ненадежной изменчивостью не очень приспособлено, по их представлениям, для передачи глубоких и хорошо зафиксированных, сразу узнаваемых эмоций. И, наконец, отсутствующие женщины-актрисы заменялись масками.

Маска в античном театре была тесно связана не с техникой «игры», которой в нашем понимании просто не было, а с драматургическим действием. Достаточно большая маска, чтобы ее мог увидеть каждый зритель, была способом передачи состояния души в гиперболизированных размерах. Экспрессия с помощью маски фиксировалась, усиливалась и доносилась до публики. Если по ходу действия требовались изменения, то драматург предусматривал возможность ухода актера со сцены для перемены маски.

Иногда стоит покопаться в словарях, чтобы уяснить для себя, казалось бы, хорошо известные вещи. В переводе с латинского persona буквально значит «маска, личина». В более широком смысле — индивид, человек. А это слово в свою очередь восходит к более древнему греческому термину phersus — отверстие в маске. Вторая часть слова связана с функцией маски усиливать звук — sonus. Философ К. Юнг еще больше расширил термин персона, и он стал обозначать роль, исполнение которой общество ожидает от человека. Вот и получается, что персона — это публичное лицо, личина, обращенная к другим, которая может иметь мало общего с внутренним психологическим состоянием личности.

Не об этом ли говорит шекспировская метафора, афористично и без философского умствования:

Весь мир — театр. В нем женщины, мужчины — все актеры.

До нас дошел и первоисточник, принадлежащий римскому писателю Гаю Петронию: «Mundus universus exercet histrioniam». По-русски будет так: «Весь мир занимается лицедейством». Интересно, Петроний сам до этого додумался или ему тоже кто-то подсказал?

| 02 сентября  | Просмотров: 3214 | 7


Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарии, пожалуйста, представьтесь системе. Если вы зарегистрированы в соцсетях, вы можете использовать ваши учетки и на Чеховеде:


Загрузка
Об авторе:

Читайте также

Поделиться материалом