80-летию поэта Новеллы Матвеевой посвящается Права на иллюстрацию: novella-matveeva.ru

80-летию поэта Новеллы Матвеевой посвящается

Георгий Червинский — художественный руководитель Московского театра «Студия-69» — рассказал «Чеховеду» о новом спектакле «Душа вещей», посвященном юбилею поэта Новеллы Матвеевой.

«Когда потеряют значенье слова и предметы, На землю, для их обновленья, приходят поэты». 7 октября исполнится 80 лет замечательному поэту Новелле Николаевне Матвеевой. Целое поколение помнит ее замечательные песни, полные доброты и сочувствия к человеку. Ее голос, почти детский, незащищенный, раскрывал все богатство души и глубину чувств, проникавший в самые глубины, порой уже загрубевших сердец. Но за песнями, всегда скрывались стихи, в которых всегда можно было увидеть многогранность мировосприятия поэта. Она умела в небольшом стихотворении раскрыть всю трагедию поколения, забывшего свою историю, свой род. Вспомните ее стихотворение «Цыганка-молдаванка», в котором рассказана почти реальная история о том, как «развеселые цыгане»

Ворона коня украли,

А еще они украли

Молодую молдаванку,

Посадили на полянку,

Воспитали, как цыганку.

И молодая молдаванка «позабыла все, что было, И не видит в том потери...» И история повторится еще раз, когда она из берлоги утащила медвежонка:

Посадила на поляну,

Воспитала, как цыгана,

Научила бить баклуши,

Красть игрушки

Из кармана...

По дороге позабыли,

Кто украл, а кто украден.

И одна попона пыли

На коне и конокраде...

При всей простоте истории в ней таится неоднозначный смысл. В самом деле, здесь можно говорить о трагедии утраты родовой памяти. Но нет у Н. Матвеевой надрыва, нет социального нравоучений. Зато громко звучит мотив неистребимой страсти к свободе — вот она, цыганская воля, — когда делаешь шаг, и прошлое уже не властно над тобой.

Новелла Матвеева создает мир, полный романтики и населенный романтиками, которых опьяняют дороги, ведущие в дальние страны. Это может быть смешно, иронично или пафосно, но всегда неповторимо и поэтически безупречно воплощено в олицетворение («Первый верблюд о чем-то с грустью думал, И остальные вторили ему...»), развернутое сравнение или цепь причудливых метафор:

...Шел состав, разворотистый такой!

Сам помахивал дымом, как рукой,

И с презреньем короля

Горы, долы и поля

Он отбрасывал заднею ногой.

Новелла Матвеева создала свой мир, где за простым скрывается сложное, за бравадой — нежность, а малое равняется большому:

Поскорей наполним нашу

Все равно какую чашу.

Чашу кратера вулкана

Или чашечку цветка.

Подлинные чувства в лирике Матвеевой не выставляются на показ, как это происходит в ее пронзительной песне «Девушка из харчевни»:

Любви моей ты боялся зря —

Не так я страшно люблю.

Мне было довольно видеть тебя,

Встречать улыбку твою.

И если ты уходил к другой

Иль просто был неизвестно где,

Мне было довольно того, что твой

Плащ висел на гвозде.

Вот она, обратная сторона романтики дальних странствий: ищешь счастье за морями, а оно рядом и надо уметь его увидеть. И пусть исчезнет плащ вместе со своим хозяином, и гвоздь вытащат из стенки, и след от гвоздя замажет маляр: «Мне было довольно того, что след Гвоздя был виден вчера». Простая история и снова никаких нравоучений, нотаций — только драматическое развитие чувства:

И в тёплом ветре ловить опять

То скрипок плач, то литавров медь...

А что я с этого буду иметь,

Того тебе не понять.

Художественный мир поэта позволяет в небольшом детском стихотворении о кошке «Она умеет превращаться» с наивной простотой делать глобальный вывод:

Смотри!

Полосатая кошка

На тумбе сидит, как матрёшка!

Но спрыгнет — и ходит, как щука...

Рассердится — прямо гадюка!

Свернётся — покажется шапкой,

Растянется — выглядит тряпкой...

Похожа на всех понемножку.

А изредка — даже... на кошку!

Вероятно, труднее всего

Превратиться в себя самого.

В знаменитой песне Матвеевой «Кораблик» звучит та же «детская» интонация, но мы не обманемся — восходит она к мятежному парусу Лермонтова, который был замкнут в своем гордом одиночестве. Н.Матвеева создает олицетворение другой свободы, утверждающей право мечтать, быть не похожим на других, не зависеть от ветров:

Жил кораблик, веселый и стройный,

Над волнами, как сокол, парил.

Сам себя, говорят, он построил,

Сам себя, говорят, смастерил.

Попытаться раскрыть мысль, внутренний драматизм смысла, воплотить стих в зримый образ — вот для чего поставлен спектакль по стихам Новеллы Матвеевой московским театром «Студия-69». Каждое стихотворение, исполняемое на сцене — это маленький спектакль-миниатюра. И для каждого стихотворения находится свой театральный прием, будь это ленточка, шарик, клубок, платок, ткань и прочее. Стихи становятся зримыми, образ стихотворения дополняется эмоциональной силой актера, его темпераментом и мастерством.

Два дня мы показываем этот спектакль на разных площадках. 6 октября в арт-кафе «Дождь-Мажор» у метро Семеновская, нач. в 20.00, а 8 октября в Российской Государственной детской библиотеке (РГДБ), на Калужской площади д. 1, начало в 18.00. Приходите, откройте для себя прекрасного поэта.

| 06 октября  | Просмотров: 1696 | 4
Тэги:
премьера


Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарии, пожалуйста, представьтесь системе. Если вы зарегистрированы в соцсетях, вы можете использовать ваши учетки и на Чеховеде:


Загрузка
Об авторе:

Читайте также

Поделиться материалом