Украинский кризис. История одной пьесы Права на иллюстрацию: newdrama.com.ua

Украинский кризис. История одной пьесы

Уже более полугода длится украинский кризис. Эпицентр революционного движения — Евромайдан — стал одним из «сюжетов» докудрамы, призванной к непрестанной социальной рефлексии. С личного желания помочь и словом и делом, с идейной подачи Михаила Угарова театральное движение «Украинская новая драма», лидером которого является Наталья Ворожбит, стало собирать материал для будущего художественного проекта о трагедии Майдана в жизни общества.

Наталья Ворожбит — пишет по-русски, но считает себя украинским драматургом, однако, десять лет прожила в России и стояла у истоков Театра.doc, пишет пьесы на обоих языках и первую политическую пьесу написала еще в 2004 году, как раз про оранжевую революцию в Киеве — «первый» Майдан.

В штаб, где изо дня в день собирались участники проекта, приходили митингующие, пострадавшие и рассказывали свои истории: о том, как менялась личная повседневная жизнь, когда в нее входила политика и о собственном участии в революции. «Дневники Майдана» — так стала называться документальная пьеса. Монологи, собранные по принципу вербатима составили около трехсот страниц текста, в конечный вариант пьесы вошла лишь малая доля бесконечного потока ситуаций, услышанных и тщательно зафиксированных Натальей Ворожбит, ее соавтором русско-украинским режиссером Андреем Маем и командой единомышленников.

Статус вербатима здесь оказался особым. По мнению авторов проекта, все, что было бы написано про Майдан с вымыслом — стало бы ложью. Авторы старались сохранить ощущение дневника:

«На воскресное Вече 1 декабря вышло рекордное количество людей. В этот же день была попытка повалить памятник Ленину».

К первой презентации пьеса не имела финала, «как не имеет пока финала борьба украинцев за свободу и справедливость» (Н.Ворожбит). Сквозь смонтированные монологи здесь проступает правда, которой почти не осталось в освещении столь болезненной для мирового сообщества теме.

«Рыжая женщина: Я как раз в этот момент заметила — там есть венские булочки напротив Нацбанка, ступеньки, и я поняла, что это ну... мое спасение. Я по этим двум ступенькам прыгнула вниз, прижалась, беркутовцы промчались...».

Проект задумывался в одном из направлений документального театра — театре свидетельском, то есть в формате подразумевающем, что актерами становятся непосредственные участники событий. Как говорил Михаил Угаров, пробуждение гражданского сознания нужно наблюдать и свидетельствовать. Так, два года назад в Театре.doc, например, устраивали «свидетельский спектакль» после суда над Pussy Riot.

Интервью свидетелей Майдана сложились в пьесу. В планах создателей проекта поставить спектакль, в котором будут задействованы и живые свидетели, и документальные кинозаписи.

Пьеса «Дневники Майдана», охватившая события в Киеве с ноября по февраль, впервые была представлена в марте этого года в Театре.doc в рамках «Золотой маски», в канун ввода российских войск на Украину. В апреле в Бишкеке в день памяти киргизской революции в театре «Место Д» поставили читку «Дневников Майдана» как акцию протеста против однобокости подачи информации о происходящем на Украине. Уже в мае в лондонском театре Royal Court состоялся традиционный фестиваль-читка новых пьес со всего мира. Одним из важных событий стала презентации пьесы из Украины, которую английские зрители восприняли с большим вниманием. Royal Court назвал украинский проект «Майдан: голоса протеста» и с настоящего момента ввел в репертуар театра. Также «Дневники Майдана» прозвучали в самой Украине и в Польше. Как признавалась Наталья Ворожбит, везде пьесу воспринимали по-разному: в Киеве плакали, в Гданьске отнеслись с пониманием, в Москве даже возмущались и обвиняли в необъективности — в пьесе показана только одна сторона конфликта, на авансцену выведен голос народа. В ближайшее время планируются постановки пьесы в Нью-Йорке, Хельсинки, Варшаве. Уже сейчас «Дневники» стали одним из главных арт-проектов украинской культурной революции, произошедшей вслед за политической.

| 30 июня  | Просмотров: 1404 | 3


Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарии, пожалуйста, представьтесь системе. Если вы зарегистрированы в соцсетях, вы можете использовать ваши учетки и на Чеховеде:


Загрузка
Об авторе:

Читайте также

  • «Любимовка – 2014» расставила акценты

    Новый театр начинается с новой пьесы, – так уже много лет считают организаторы фестиваля «Любимовка» и продолжают поддерживать молодых драматургов в их нелегком начинании.

  • Время вербатима

    О том, как в свое время англичане занесли в Россию вирус новой документальности, а в Москве появился альтернативный театр

  • В ЦИМе попрощаются с матом

    Сегодня в последний раз в Центре им. Мейерхольда сыграют премьеру сезона - спектакль "Травоядные", а в офф-программе - ""АльмаНАХ" - вечер прощания с матом на сцене

Поделиться материалом