История на авансцене Права на иллюстрацию: фото:Владимир Виноградов

История на авансцене

Когда «сегодня» не хватает, чтобы понять и предвидеть «завтра», обращаются к опыту прошлого. Или так — чтобы одухотворить современность возвращаются в прошлое. А может быть даже так — мы еще слишком мало поняли про свое прошлое...

В «Боярских палатах», новой точке на театральной карте Москвы, вот уже полгода проходят читки исторических пьес, написанных в наши дни.

Принадлежность полуподвального помещения в старинном особняке, который находится под боком у ТЦ на Страстном, к бывшим боярским палатам обнаружили случайно. А вскоре под эгидой Союза театральных деятелей напитанное историей пространство превратилось в современную площадку для молодежного проекта StartUp. В камерных залах, под сводчатыми потолками с многовековой кирпичной кладкой не требуются излишние декорации, а атмосфера помещения добавляет не напускного антуража. С недавнего времени здесь один за другим стали происходить арт-проекты, спектакли свободных форм и театральные перфомансы, а также выставки, концерты, мастер-классы и встречи с деятелями культуры и искусства. Лофт оснащен осветительной техникой, однако сцены нет, позиция зрительских мест — вариативная и свободная.

Проект «Открытая история театр» организован драматургами Ольгой Михайловой и Еленой Исаевой. Каждое мероприятие в рамках проекта состоит из режиссерской читки пьесы современного драматурга на историческую тему и зрительского обсуждения. В целом же проект направлен на «открытие» российской истории, где осмысление прошлого с позиции настоящего помогало бы двигаться дальше, в том числе, и в театральном смысле. Организаторы надеются, что театры смогут принять и опять же открыться столь болезненной, но такой актуальной с каждым днем, теме, интерпретированной не далекими классиками, а близкими современниками.

Интересно, что пьесы традиционны в организации исторического материала: за основу исторического сюжета берутся известные «около-исторические» события, а драматургов занимает психологическая мотивировка происходящего, моральная подоплека преступлений и расстановка сил между реальными историческими персонажами.

В рамках проекта «читали» пьесу Юрия Шпитального «Измена, Государь!» (режиссер Григорий Катаев). Ее сюжет строился на широко известном факте бегства князя Курбского за границу от Ивана Грозного. Оксана Мысина с труппой «Театрального братства» представляла читку пьесы Вадима Леванова «Салтычиха». Состоялся «Исторический альманах» (от Аскольда и Дира до Великой Отечественной войны), в который вошли короткие пьесы разных авторов (Максима Курочкина, Ксении Драгунской, Евгения Казачкова, Андрея Вишневского). В разработке Гарольда Стрелкова была презентована вторая часть дилогии Вадима Леванова «Ксения Петербургская».

В марте дважды прошла читка пьесы «Толстого нет» Ольги Погодиной-Кузьминой (режиссер Марина Перелешина). Главную роль супруги Толстого и матери семейства исполнила в читке неподражаемая Ольга Лапшина.

Стоит отметить, что к личности графа Толстого за последнее время обращались не единожды, в том числе в связи с памятной датой 100 лет со дня смерти писателя (отмечали в 2010г.), в 2013г. вышел доковский спектакль «Толстой-Столыпин. Частная переписка» по пьесе Ольги Михайловой, основанной на реальных документах.

Пьеса «Толстого нет» основана на дневниках, письмах, воспоминаниях. Чеховская по стилю, пьеса посвящена последним дням жизни Льва Толстого, которые изображены с точки зрения происходящего в его семье. Пьеса подчинена трудному вопросу «как жить, когда уходит глава рода»?

Конфликт завязан на известном противостоянии за наследство писателя (которого в пьесе предусмотрительно нет!) — между Чартковым, собирающегося раздать наследство Толстого народу и Софьей Андреевной, борющейся за сохранение наследства для детей Льва Николаевича. А единой правды, как известно, нет...

Среди героев, решающих каждый свою личную драму — дочь Александра (всем напомнила Машу из «Трех сестер»), посвятившая себя отцу и отчаянно боящаяся походить на мать, именно на нее Толстой напишет предсмертное завещание. Последний секретарь писателя Булгаков — он по пьесе повторит историю героя толстовского романа «Воскресение» («а сколько еще Катюш такими будет погублено»). Софья Андреевна — мучимая бременем гениальности мужа, безмерно заботлива к нему как к человеку и иронична как к мыслителю. И двое сыновей — Лев Львович, пытающийся наладить собственную писательскую стезю, и Илья Львович, душевно сломленный великим отцом еще с детства, но не потерявший благородства и достоинства.

Пьеса, реконструкция историко-литературного мифа, заканчивалась поэтичным вводом толстовского тенденциозного высказывания, прозвучавшего истинным духовным завещанием писателя — «Бог есть любовь»...

Однако читка пьесы прошла необычно. Театральная идея (принадлежит Гарольду Стрелкову), обновившая и усилившая жанр читки, заключалась в максимальном взаимодействии актера и зрителя в процессе читки. Во-первых, зритель становился действующим лицом почти-спектакля. Например, вместе со зрительным залом актеры исполняли духовный стих («как любит Лев Николаевич»!), в перерыве между актами зрителям предложили переместиться в «другие покои» и попробовать пряники «по рецепту» Толстого. Во — вторых, на кульминационном моменте один из актеров неожиданно выходил из образа и рассказывал (искренне и откровенно) как он воспринимает своего героя и какие переживания героя наиболее близки и понятны ему, актеру. А после «исповеди» приглашал зрителя-смельчака прочитать сцену за него.

И если выход зрителя на условную сцену вместо актера — своеобразная терапия, то самораскрытие актера — это, на самом деле, не разрыв, а мощное продолжение театральности, действительно современной и нужной. Потому что зрителю всегда интересно, какими ниточками актер «увязывает» своего героя с собой настоящим, что он думает, когда говорит слова своего героя, совершает поступки от его имени.

И здесь особым образом воспринималась документальность и историзм пьесы, ведь примеривать на себя образ реального, а не выдуманного человека еще более ответственно.

| 29 марта  | Просмотров: 1787 | 2


Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарии, пожалуйста, представьтесь системе. Если вы зарегистрированы в соцсетях, вы можете использовать ваши учетки и на Чеховеде:


Загрузка
Об авторе:

Читайте также

Поделиться материалом