В Москве прошли гастроли питерской Лаборатории Оn.Театра Права на иллюстрацию: Лаборатория Оn.Театра

В Москве прошли гастроли питерской Лаборатории Оn.Театра

Лаборатория ON.ТЕАТР — независимое объединение молодых театральных режиссеров и актеров Петербурга, которые решили выбрать альтернативный путь и создать в Петербурге свободную площадку современной живой драматургии. Организованный в 2009 году, в 2011 театр потерял собственное помещение в подвальчике на улице Жуковского и теперь странствует по малым сценам двух столпов театральной жизнедеятельности города — с октября нынешнего года театр играет на Новой сцене Александринки и Малый сцене Театра Европы. Московские гастроли Лаборатории стали итоговым событием уходящего 2013. За четыре дня театр на площадке Центра им. Мейерхольда показал пять спектаклей диапазоном от вербатима до инсценированной биографии Андрея Платонова.

Руководитель ON.ТЕАТРа — Милена Авимская.

«Чужаки» (спектакль 2012 года, режиссер Мария Критская): воспитай в себе гения

Одноименное стихотворение Чарльза Буковски дало название современной пьесе Энни Бейкер. Училась Бейкер на профессионального драматурга в университете Нью-Йорка. Адаптация пьесы для русской сцены была сделана новодрамовцем Михаилом Дурненковым.

Кажется для того, чтобы сыграть эту пьесу, нужен только бумажный стаканчик и кирпичная стена для фона. Хорошо «сшитые» диалоги постепенно выстраивают образ поколения нынешних тридцатилетних — полухиппи — полухипстеров, ничего не делающих, кроме поиска обновленной нирваны.

Типажи предельно узнаваемы, на сцене — трое молодых людей. Приторно вежливый, «домашний» юнец Эван (Егор Кутенков), в очках и застегнутой на все пуговицы рубашке. Он из еврейской семьи, неопытный и боязливый, ходит с оттопыривающимся рюкзачком и нервно потирает руки. И два друга — прожженных альтернативщика. Пофигист с замашками буддиста Кей Джей (Сергей Малахов), с прищепкой на голове, в резиновых шлепанцах и штанах на подтяжках. Он употребляет наркотические грибы, попивая варево из стаканчика и тщательно облизывая трубочку. Рефлексирующий молодой писатель Джаспер (Иван Соколов), в пиджаке и с легкой небритостью, желающий оказаться на родине Генри Миллера и писать в духе Чарльза Буковски.

Вот такие разные и, в то же время похожие в своих вопросах миру, персонажи собираются в местном андеграунде — на задворках кофейни, среди мусорных баков.

«Я даже близко не один из них, они ведь там, а я-то тут» (Буковски).

Внимание держится на игре контрастов. Вот, например, Джаспер читает новые наброски к слащавому эротическому роману, воодушевлен и приподнят, рассуждает, а Кей Джей в это время засыпает от скуки на стуле или делает невообразимые йогические упражнения. Тут выходит на задний двор из «заведения» Эван, трусливо оглядывающийся в страхе наказания от начальника кофейни. Герои вместе устроят бойкот празднованию Дню Независимости, поговорят о любви и литературе, музыке и бренности жизни, поиграют на гитаре.

Это не серьезный портрет поколения, а ироничная зарисовка. Поколение «между». Единственное, что у героев не отнять так это веру в себя. Один почитает себя гением, другой только поверит в себя, а третий непризнанный гений, но уверенный в себе больше всех троих вместе взятых.

Видео-инсталляции, проецируемые на стену, то в качестве сна-галлюцинации, то как «рекламная пауза» добавляют размытость границ между правильным и «неправильным» в жизни, ожидаемым и свершающимся.

«Писатель» умирает от передозировки, «буддист» собирается совершить автостопное путешествие по местам памяти друга и издать его неоконченный роман, на прощание дарит надежду неокрепшему юнцу.

Финал в американском духе хеппи-энда — не смотря ни на что — заставляет улыбнуться даже самого занудного зрителя.

Немного в сторону

Если говорить о единой, общемировой интерпретации современности, то с русским современным театром к спектаклю можно провести такие параллели:

В драматургии вспоминается написанная в 2011 году, пьеса Любови Стрижак «Кеды» — драма про хипстеров, цель жизни которых — купить «правильные» кеды, и не знающих куда себя применить. Главный герой пьесы бессмысленно гибнет на новых революционных баррикадах, представим, что на Болотной.

В театре — спектакль на «Открытой сцене» по Беккетовскому «Годо». Недавний выпускник ГИТИСА Кирилл Вытоптов поставил классику абсурда, насытив текст новодрамовским колоритом, сделав характеры метким штрихом к сегодняшнему дню. Эстрагон и Владимир — скучающие хипстеры, попивающие из старбаксовских стаканчиков кофе, рассуждающие о смысле жизни растянуто и хаотично, находящие друг в друге утешение с примесью гомосексуального подтекста.

«Заполярная правда» (спектакль 2010 года): найти правду жизни

Давняя вербатимная пьеса, была написана новодрамовским драматургом Юрием Клавдиевым на основе интервью с ВИЧ-инфицированными в Норильске. И как признавался сам автор, в разговоре с прототипами будущих персонажей его «поразила пародоксальная мысль, высказанная несколькими опрошенными — ВИЧ помог обрести ощущение ценности жизни». В Москве премьерная постановка пьесы прошла в Тетре.doc 2006 года, Георг Жено тогда поставил спектакль о том, что эти «особенные» молодые люди — такие же как остальные, также хотят любви, понимания, поддержки.

Сорокаминутный спектакль Лаборатории On.Театра на четырех актеров, переместившись из питерского подвальчика в коробку черного зала ЦиМа, сыгрался как «влитой». Четыре героя (Алена Бондарчук, Филипп Дьячков, Женя Серзин, Динара Янковская) — четыре истории, сошедшиеся в одной точке ожидания смерти. Тема смерти неуклонно привязывает к себе Бога. Драматические реплики героев «от себя» перемежаются отстраненной прозаичностью — " и он ответил...«. Ведь как в Библии? «И он изрек». Разговоры о Библии здесь как возможность взвесить жизнь на непристрастных весах вечной истины. «Бог хотел, чтобы люди не умирали и были счастливы».

Геометрически точно расположившись по периметру «сцены» без помоста, ярко освещенные, герои начинают разговор. С бурного обсуждения Христа, они переходят на личные истории. Играя светом, то погружая в заполярную тьму, то ярко высвечивая софитом лицо говорящего, режиссер оттеняет героев, смело высказывающих в лицо залу неприглядную правду. О том, как от тебя, ВИЧ-положительного, отворачиваются, как убирают кружку, перестают здороваться... Но «умирать — это вообще тупая тема».

Произнося откровенные, задуманные шокирующими, тексты, актеры прямо и не отворачиваясь, смотрят в зал. Самые грязно-физиологические подробности (о зараженном шприце через который кололся, пожарищном заброшенном городище, в котором живешь, убежав от людей) очищаются, пройдя через честный искренний рассказ.

Говорящие на одном языке (сленг, мат) каждый расскажет о том, как очутился в доме на краю города, где герои соберутся поговорить о смысле жизни.

Иногда романтическая дымка окутывает наркотические признания: «На меня ТАК никто из здоровых людей не смотрел» — говорит герой, по прозвищу Ленточный Червь, о своей возлюбленной. Он же скажет: «Нам стоит написать свое Евангелие. Евангелие от Ленточного Червя».

Семен Александровский расставляет свои акценты в череде рассказанных историй и философских сентенций. Оптика меняется — мы, сидящие в зрительном зале, «здоровые» — упускаем и не понимаем того, что божьей волей стали понимать обреченные. Мы живем, замкнутые в стереотипах, границах, обязательствах, у нас только и есть что «бабло». У них же есть только одно условие — дожить оставшиеся n лет по правде.

Александровский убрал излишний пафос и добавил нового документализма — аналогичных историй, только питерского происхождения. На самом деле пьеса и спектакль, с более ужесточеннм бэкграундом, про тех, кто хочет жить, а не существовать. О той форме свободы, которую мы не имеем, не зная наверняка, когда для нас кончится жизнь. О смелости жить вопреки общепринятым законам.

Сыгранная мелодраматично, «мрачная» история направлена к «свету в конце туннеля». Почему мы вспоминаем о самом главном — о любви к ближнему, о свободе, о чистоте помыслов и поступков, — лишь осужденными на неизбежное?

| 22 декабря  | Просмотров: 581 | 3
Тэги:
ЦиМ


Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарии, пожалуйста, представьтесь системе. Если вы зарегистрированы в соцсетях, вы можете использовать ваши учетки и на Чеховеде:


Загрузка
Об авторе:

Читайте также

Поделиться материалом