Новая драма: с чего все начиналось? Права на иллюстрацию: colta.ru

Новая драма: с чего все начиналось?

Со всех сторон только и говорят о «новой драме»... У кого-то понятие до сих пор ассоциируется с А.П. Чеховым, кто-то отождествляет с актуальным провокативным искусством, а кто-то и вовсе знает только Драму, — какая такая «новая»? А тем временем, литературно-театральному движению «новой драмы» уже более десяти лет!

«Откуда есть пошла...»

По характеру слома эпох «новую новую драму» 21 века соотносят с новой драмой начала 20го. Смена содержательной парадигмы, вынос неприукрашенной жизни на сцену, обновление театрального языка роднит оба явления рубежей веков. Движение «новая драма» вспыхнуло в конце 1990х годов в оппозицию русскому репертуарному театру с приевшейся официальной классикой и постсоветской афишей. А еще в продолжение российской драматургии семидесятых — Людмилы Петрушевской («Три девушки в голубом») и Виктора Славкина («Взрослая дочь молодого человека»), драматургии начала девяностых — Николая Коляды («Мурлин Мурло») и Нины Садур («Панночка»). Значимой вехой становления «новой драмы» также стоит считать и сотрудничество российских драматургов и режиссеров с лондонским театром Роял Корт и движением New Writing в 1999 году, когда из совместных творческих семинаров произошел российский документальный театр.

Как во времена советского искусства создавался андеграунд, так новодрамовские подвальчики стали альтернативной культурой нулевых. По сути, целенаправленного движения до сих пор не признают и сами «участники». Молодые художники слова и театра одновременно почувствовали необходимость перемен. Неформальные объединения драматургов, режиссеров, актеров, театральных художников, критиков на основе художественных принципов, сформулированных в «открытой» практике новой театральной жизни, явились глотком свежего воздуха. Современная пьеса как «рупор социальной коммуникации» прочно сделалась одной из самых важных рефлексий нашей сегодняшней жизни в искусстве.

Давайте писать про нас, писать правдиво! Писать про жизнь в формах самой жизни! Зачем затушевывающая истину литературность? Нужно выводить оголенную правду на суд зрителей! Наверное, такими лозунгами пестрел бы манифест новых авангардистов, если бы был написан раз и навсегда. Свой манифест провозгласил, например, Театр.doc, крайнее проявление нового искусства — документальный театр. Постановки здесь ограничены следующими законами: «никаких декораций, музыки и костюмов»! Списанная с натуры реальность без грима выходит на подмостки...

Семь характерных черт новодрамовской пьесы:

1. Темные краски в описании обычной, бытовой, повседневной жизни героев (Василий Сигарев «Черное молоко»).

2. «Дневниковость»: концентрация личного жизненного опыта автора (Евгений Гришковец «Как я съел собаку»).

3. Определенная иерархия ценностей — от утверждения ценности человеческой личности и человеческой жизни (Иван Вырыпаев «Кислород») до низвержения принципов общества потребителей (Марк Равенхилл «Shopping&Faсking»).

4. Особый язык — использование ненормативной и просторечной, жаргонной речи (Павел Пряжко «Трусы»).

5. Актуальность жанра монодрамы (Иван Вырыпаев «Июль», Ярослава Пулинович «Наташина мечта», Андрей Стадников «Теракт»).

6. Экспериментальность формы: вербатим, пер. «дословно», (документальная пьеса — о событиях, произошедших в действительности и почти не подвергаемых художественной обработке — «Война молдаван за картонную коробку» Александра Родионова, «Док.тор» Елены Исаевой).

7. Главной темой становится боль человечества (Екатерина Васильева «Однажды мы все будем счастливы»).

Какие имена нужно знать

За прошедший период сложились целые школы новой драматургии. Родились объединения в разных уголках России инициативой Учителей-драматургов, воспитавших впоследствии несколько поколений.

«Уральская школа» (Николай Коляда, Олег и Владимир Пресняковы, Василий Сигарев, Олег Богаев, Ярослава Пулинович и др.).

«Тольяттинская школа» ( Вадим Леванов, Михаил и Вячеслав Дурненковы, Юрий Клавдиев и др.).

А также: Михаил Угаров, Елена Гремина, Ольга Михайлова, Максим Курочкин, Владимир Забалуев, Алексей Зензинов, Елена Исаева, Иван Вырыпаев, Наталья Ворожбит, Ксения Драгунская, Екатерина Нарши, Данила Привалов, Анна Яблонская, Оля Мухина, Нина Беленицкая, Лаша Бугадзе (Грузия), Дорота Масловская (Польша) и другие.

Какие театральные площадки исповедуют новый метод

С приходом в театр новой пьесы, оказалось пора сменить и культурный код, потребовался новый формат воплощения. На данный момент существуют чисто новодрамовские объединения, которые и занимаются разработкой нового театрального языка. Известное трио творцов нового театра — драматург Павел Пряжко, режиссер Дмитрий Волкострелов и художник Ксения Перетрухина, чьи спектакли идут в обеих столицах.

Театры «новой драмы»: московские — Театр.doc (художественный руководитель, один из идеологов «новой драмы», Михаил Угаров), театр «Практика» (основан создателем фестиваля «Золотая маска» и «Политеатра» Эдуардом Бояковым, сейчас возглавляется Иваном Вырыпаевым), Центр драматургии и режиссуры им. А. Казанцева и М.Рощина (ЦДР на Беговой, созданный драматургами — предтечами новой драмы; сейчас возглавляется Михаилом Угаровым), Театральный Центр им. Вс. Мейерхольда (худрук Виктор Рыжаков). «Коляда- театр» (Екатеринбург, под руководством Николая Коляды — «отца- основателя» новой драмы), «Сцена-молот» (Пермь), «Свободный театр» (Минск), Лаборатория On.Театр (Санкт-Петербург).

Кроме того, ежегодно проводятся знаковые фестивали. Фестиваль молодой драматургии «Любимовка» в Москве, чья цель — продвижение и представления молодых драматургов; существует с 1989 года. Фестиваль театра и кино «Текстура» в Перми, подводящий итоги творческих достижений российского актуального искусства. Драматургический фестиваль «Евразия» в Екатеринбурге, ищущий новых авторов. До настоящего времени новая драма начинала движение с фестивалей «Дебют», «Новая Драма» и других интересных исследовательских начинаний.

На сегодняшний день «новая драма» — это окрепшее театральное движение, которое (пока!) внутри камерных театров пытается громко обсуждать темы, проблемы и настроения, актуальные для столь быстро ежегодно меняющейся российской действительности. Тексты повествуют о героях, балансирующих на грани жизни и смерти, вечных радостях и горестях; о России, порой абсурдной, сумасшедшей, разделенной на зоны и лагеря, «на Москву и провинцию»; затрагивают острые темы миграции, религии, национализма, — и другие животрепещущие вопросы жизни, ежедневной и неостановимой ...

| 18 декабря  | Просмотров: 3209 | 3


Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарии, пожалуйста, представьтесь системе. Если вы зарегистрированы в соцсетях, вы можете использовать ваши учетки и на Чеховеде:


Загрузка
Об авторе:

Читайте также

Поделиться материалом