"Гиганты горы": Мастерская П. Фоменко поставила пьесу о трагической судьбе искусства Права на иллюстрацию: Мастерская Петра Фоменко

"Гиганты горы": Мастерская П. Фоменко поставила пьесу о трагической судьбе искусства

Сегодня в театре Мастерская Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Гиганты горы» по пьесе знаменитого итальянского драматурга Луиджи Пиранделло.

Драматург писал «Горных великанов» («I giganti della montagna», то есть «Гигантов горы» или «Великанов гор» — изданного литературного перевода пьесы на русский язык не существует) в течение пяти лет: работа была начата в 1931-м году и продолжалась вплоть до смерти автора в 1936-м, так и не завершившись и став последней пьесой Пиранделло. Это «загадочное произведение, как загадочны все последние творения Великих Старцев» — говорил режиссер театра Piccolo di Milano Джорджо Стрелер о «Великанах», к постановке которых он возвращался трижды, с разницей в десятилетия, и трижды создавая новые редакции.

В свой последний период творчества драматург вернулся к пьесам символическим: театральным мифам и пьесам-аллегориям. Для Пиранделло это была попытка понять, «зафиксировать распадающуюся, расползающуюся ткань жизни жестким стержнем нравственного абсолюта» — пишет отечественный итальянист Светлана Бушуева. В конце двадцатых годов Пиранделло создал две пьесы, где он искал точку опоры еще в реальной жизни — в людях, в вере и любви. Но уже в 1931-м году драматург бросает попытки поиска «абсолюта» в социальной среде, и он вновь обращается к теме искусства и полного погружения в него, как уже начинал в пьесах «Шестеро персонажей в поисках автора» и «Генрих IV». Теперь же главный вопрос Пиранделло звучит так: «что подлинее — искусство или жизнь?». Ответ нам не дан рукой драматурга, ведь пьеса осталась незавершенной. Финал схематично реконструирован сыном Пирандлелло Стефано по рассказам отца, из которых ясно, что искусству и поэзии уготована трагическая судьба.

Со сцены Мастерской Петра Фоменко Миф Пиранделло сначала звучит не так горько, как на страницах пьесы драматурга. Маг Котороне (Федор Малышев), творящий реальность из снов и потаенных желаний, здесь голосом и пластикой напоминает пирата, а актриса Ильзе — само воплощение Поэзии — в спектакле (Полина Агуреева) скромная девушка, сутулящаяся, кусающая ногти и укутывающася в свой плащ. Она держит в себе страшную муку: из-за нее убил себя Поэт, и теперь она должна нести людям последнее его слово — дать жизнь его пьесе. Ильзе кажется слишком слабой, маленькой и хрупкой, чтобы вмещать в себе это горе. Волшебная вилла Мага способна сделать пьесу реальностью, оживляя ее персонажей: на сцене верой Ильзе воплощаются двое из них, две парящие под потолком гигантские ведьмы. И пока что ничто не говорит о близящейся смерти — смерти искусства.. Подробнее о постановке Мастерской «Чеховед» скоро расскажет в рецензии на спектакль.

| 15 апреля  | Просмотров: 1354 | 2


Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарии, пожалуйста, представьтесь системе. Если вы зарегистрированы в соцсетях, вы можете использовать ваши учетки и на Чеховеде:


Загрузка
Об авторе:

Читайте также

Связанный материал

Театры: Постановки:

Поделиться материалом