Степан Морозов о своих новых актерских работах Права на иллюстрацию: РАМТ

Степан Морозов о своих новых актерских работах

Российский академический Молодежный театр уже не первый год ведет серьезный разговор со своими зрителями. Вопросы, мучавшие российскую интеллигенцию в XIX веке («Берег утопии»); различия между политической и внутренней свободой («Rock'n'roll»); и вот сейчас вечная проблема вины и ответственности — «Нюрнберг» по сценарию Эбби Мана «Суд над судьями». Во всех этих трех спектаклях играет артист РАМТа Степан Морозов. Играет анархиста Михаила Бакунина, играет чешского дессидента Фердинанда. А в сегодняшней премьере ему выпала роль главного обвинителя на одном из последних нюрнбергских процессов — американского полковника, оказавшегося в ситуации жесткого выбора...

— Сейчас, все дни до премьеры, вы «гоняете» спектакль порой по несколько раз в день. Не боитесь устать от материала еще до выхода на зрителя?

— Бывает, конечно, сложно, когда одно и то же с утра до ночи, но все равно понимаешь, что это на пользу и твоей работе, и спектаклю в целом. Так что это не самое страшное, что может быть. Всего лишь этап работы. Но уже после первого зрителя дышится легче.

— Почти два сезона у вас практически не было новых ролей, а с прошлого года — работа чуть ли не в каждой премьере...

— Да, я почти два года «отдыхал». И успел очень соскучиться по работе, поэтому за все, что мне предложили, я с радостью взялся. Даже к лучшему, пожалуй, что был такой перерыв — зато сейчас, после «голодовки», я в хорошем рабочем тонусе. И это очень здорово.

— Всего пару недель назад вы выпустили «Денискины рассказы», чем вас заинтересовала роль в спектакле для детей?

— Опыта работы в детском спектакле у меня вообще раньше не было. В принципе. «Денискины рассказы» — мой дебют в этом жанре. И это совсем другой способ актерского существования. Тут все было в новинку. Кроме того, прекрасный материал, отличная команда, — и сейчас я с удовольствием играю. Единственное, хотелось бы, чтобы спектакль шел вечером, а не в полдень. (Смеется). Это ведь еще и первый утренний спектакль в моей жизни. (Не считая, конечно, «Берега утопии», который идет целый день). Так что самое главное — просыпаться вовремя.

— Возвращаясь, к «Нюрнбергу». Как вы отнеслись к самой идее постановки этого произведения?

— Честно говоря, даже не помню, какая у меня была реакция... Фильм «Нюрнбергский процесс» Стэнли Крамера я посмотрел, только когда узнал, что мы будем ставить спектакль по этому киносценарию. Тема войны, преступлений против человечности вряд ли когда-нибудь станет для нас чужой, она всегда будет слишком близка. Плюс, уже после того, как мы начали работать над «Нюрнбергом», такие события начали разворачиваться вокруг... Все оказалось точно ко времени.

— В спектакле вы играете прокурора одного из малых Нюрнбергских процессов — «суда над судьями». Ваши собственные воззрения близки к позиции вашего героя, или же что-то кажется верным и в точке зрения адвоката?

— Под давлением обстоятельств моему герою пришлось изменить свою заключительную прокурорскую речь. Есть в этом некое отступление от себя... Но в целом позиция прокурора мне более чем близка. С другой стороны, адвокат, оправдывая действия подзащитных, цитирует знаменитого американского патриота: «Права она или нет, но это моя страна». Так что какая-то своя правда есть у каждого из героев.

— За время подготовки к спектаклю, наверное, пришлось с головой погрузиться в информацию об этом процессе?

— Конечно. Сейчас появилось очень много фактов, источников, которые раньше были недоступны. Я смотрел в основном хронику и в какой-то момент наткнулся на материалы именно этого процесса — «суда над судьями». Это была подготовленная советской стороной документация для узких специалистов — стенограмма речей обвинителя. Оказалось, что Эбби Манн взял для первой речи адвоката фрагмент из речи прокурора — прототипа моего героя — о необходимости восстановить храм правосудия и выбрать верную меру наказания при определении ответственности каждого. Это было неожиданно.

— Та форма, которую предложил Алексей Бородин для этого спектакля, — политическое кабаре — вам помогает или мешает?

— Сначала было трудно. Ведь такая форма — все, по сути, происходит в ресторане — нарушает все каноны ведения судебных процессов. С одной стороны, достаточно протокольный, сухой и выверенный текст пьесы, а мы — сидим, пьем, едим, танцуем. К подобной форме было трудно привыкать, трудно ее осваивать, переводить этот «небытовой» текст на человеческий язык.

— То есть местами переписывали сам текст сценария?

— Нет. Это была именно актерская задача. Правда, Алексей Владимирович с Инной Савронской долго выбирали перевод и в итоге выбрали тот, что удобнее для нас.

— Какой реакции вы ждете от зрителя?

— Думаю, для каждого она будет своя. Ведь суд — обоюдоострое оружие. Мне кажется, что наш спектакль ставит больше вопросов, чем дает ответов. И каждый зритель делать выводы будет сам.

Судья Хейвуд — главный персонаж спектакля — спрашивает: «Хотелось бы знать, кто будет моими судьями?» Это очень хорошая фраза, которая многое в себе несет. Когда-нибудь суд ждет каждого из нас. Не в буквальном, конечно, смысле.

— То есть спектакль о внутренней ответственности каждого? Или это слишком общие слова?

— Безусловно, об этом тоже. Но еще и о существовании какой-то высшей справедливости. О возмездии за совершенные преступления. Возможно ли оно? И только время покажет, кто на самом деле прав, кто виноват. А может так случиться, что и время не даст ответов. Возникнет очередная трактовка истории, которая убедит всех, что черное это белое, а белое — черное. Поэтому если говорить об идее нашего спектакля, в моей голове пока одни только вопросы.

— Насколько сложно вам как актеру существовать в столь остром материале?

— Когда играешь такой спектакль, ответственность перед собой и зрителями очень высока. Но выходя на сцену, мы стараемся об этом не думать и делать только то, что необходимо в конкретном эпизоде, дальше уже ремесло.

Фотографии предоставлены пресс-службой РАМТа

Беседовала Анастасия Иванова

| 10 октября  | Просмотров: 1568 | 2


Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарии, пожалуйста, представьтесь системе. Если вы зарегистрированы в соцсетях, вы можете использовать ваши учетки и на Чеховеде:


Загрузка
Об авторе:

Читайте также

Поделиться материалом