«Золотая маска»: итоги Права на иллюстрацию: Дм.Дубинский. На сцене-Римас Туминас

«Золотая маска»: итоги

В минувшую пятницу в Большом театре прошла юбилейная торжественная церемония, на которой подвели итоги фестиваля, проходившего в Москве с января по апрель. В шести конкурсах из 170 номинантов премию присудили 25 лауреатам и 10 спектаклям.

Драма

«Лучший спектакль большой формы» присужден «Коварству и любви» в постановке Льва Додина, МДТ, Санкт-Петербург.

Главным в спектакле по романтической драме Фридриха Шиллера стал конфликт частного человека и государственной машины, сценически решенный как затянувшееся судебное разбирательство. Несмотря на утверждаемую идею нерушимости жизни и правды человека в противовес обездушенным верхам чиновно-государственного аппарата, спектакль, безупречный по форме и острый по содержанию (лицемерие и соглядатайство власти), оставляет истинные чувства зрителя не затронутыми. Картинная страсть главных героев не будоражит кровь, образ леди Мильфорд с ее страданиями и сломанной судьбой (органичная роль Ксении Раппопорт) пропитан тонким ядом насмешки, а в финале Фердинанд (Данила Козловский) и Луиза (Елизавета Боярская) и вовсе «оживают» после смертельного лимонада под речь Бисмарка о богобоязненности и национальном самосознании.

Также спектакль обрел «Маску» за «работу художника в драме» — награжден Александр Боровский. Картина мира Боровского отличается лаконизмом формы — сцена безжизненно опустошена, игрой с цветом — в «Коварстве и любви» мир раскрашен в квартет противоположных друг другу тонов — сливочно-белый, чопорный черный, кроваво-красный и медово-золотистый цвет света на сцене, который ассоциируют с мотивом «заката цивилизации». Хрестоматийный для художника символический крест на заднике в данной постановке был одновременно похож и на гильотину, и на деталь фахверкового немецкого домика. Главной и единственной сценографической атрибутикой на сцене были массивные столы темного дерева, которые играют роль и любовного ложа, и скамьи подсудимых, и локации Президента — точки наблюдения и расправы. Самым впечатляющим стал финал — взаимное отравление влюбленных происходит в пространстве, украшенном то ли к свадьбе, то ли к поминкам.

«Лучший спектакль малой формы» — «Васса» «Ведогонь-театра», Зеленоград-Москва. Режиссер Анатолий Ледуховский предлагает новый взгляд — он вписывает пьесу Горького (причем спектакль поставлен по первой, менее известной, редакции) в «криминальный цикл» русской классики. История дома Железновых поставлена в стиле кино о мафиози.


Римас Туминас получил «Маску» за «лучшую работу режиссера в драме» — спектакль «Евгений Онегин», Театр им. Евг. Вахтангова. Для Туминаса любящая Татьяна Пушкина и есть Россия — простодушная, но непоколебимая в своем достоинстве. Музыкально-пластичный в своей приподнятости над текстом классического романа, минорный спектакль пестрит искрометными комедийными интермедиями. Вот, скажем, едет чета Лариных в Москву на сватовство Татьяны. Бричку, словно гроб, заколачивают, пурга, метель, хлыст звучно рассекает зимний воздух. Жутковато. И вдруг белый заяц с висячими такими ушами (в балетной пачке), а за ним — охотник с ружьем — чем не картинка русской жизни? Или готовят Таню уже в столице под венец. Собирают всех девушек-подружек и ну — косы отрезать. Совершенно циркаческим образом — саблей («смертельный номер»!), как Петр — бороды топором. Невольно вспомнишь, как в «Маскараде» из проруби посреди заснеженного Петербурга девятнадцатого века вылезает аквалангист в водолазном костюме...

«Лучшая роль второго плана» в драме присуждена Эре Зиганшиной, исполнившей роль Бабушки в спектакле «Литургия Zero» по «Игроку» Достоевского в постановке Валерия Фокина, Александринский театр. «Лучшая мужская роль» досталась Алексею Верткову — Веничка в «Москва-Петушки», СТИ. Как признался сам актер — он вынашивал роль еще со студенческой скамьи: «Даже когда поступал, делал экспликацию поэмы. И прошло 10 лет, и Сергей Васильевич поставил это в театре, и опять я в этой роли оказался».

Юрий Бутусов, так горячо полюбившийся тем, с кем нашел через ритмы и токи своих бешеных по энергетике спектаклей и отрицаемый теми, кто еще хочет видеть цельную логику и стройные сюжеты, получил специальную премию жюри драматического театра за спектакли «Добрый человек из Сезуана» московского театра им.Пушкина (за «лучшую женскую роль» в этом спектакле также награждена Александра Урсуляк) и «Макбет.Кино» питерского театра Ленсовета, который уже называют «энциклопедией театра». На сцене разыгрывается действие то в духе древнейшего театра — подражания, то виден классический театр с его высокопарностью, то площадной — буффонада, пир во время чумы, блистательная и пугающая одновременно. Центральной темой для Бутусова становится любовь героев — пары Макбет. Хаос (безудержные десятиминутные пляски актеров под транс с участием самого режиссера) и космос (выверенные мизансцены душевных мучений Макбетов) организуют повествование, в котором режиссер исследует последствия несовместимого с психикой человека преступления. Излюбленные приемы режиссера — двоить персонажей и подменять исполнителей, проигрывая ключевые сцены по несколько раз, заставлять звук превалировать над смыслом, тем самым добиваясь эффекта разорвавшейся бомбы. Вспомнить хотя бы сцену перед убийством. Громоподобное тиканье часов, напоминающее и ритм сбившегося от страха сердца, Макбет, как запуганный пес, ластящийся к ногам своей леди, оттягивает судьбоносную минуту. Они не скажут друг другу ни слова, но все будет ясно и так — нечеловеческое напряжение найдет выход в дьявольском поступке.

Также специальную премию жюри драматического театра получил новосибирский «Онегин» театра «Красный факел» подающего большие надежды режиссера Тимофея Кулябина, в Москве известного постановкой «Электры» в «Театре Наций».

Особые премии драмы

В конкурсе «Эксперимент», где оценивается поиск нового языка театра, «Маска» у спектакля ЦДР «Отдаленная близость», в котором наравне с профессиональными актерами выходят люди с ограниченными возможностями. Приз за «лучший зарубежный спектакль, показанный в России в 2013 году» у постановки «Там, за дверью» Люка Персеваля, Германия. Приз критики присужден скандальному спектаклю Константина Богомолова в МХТ «Идеальный муж. Комедия».


Музыкальный театр и балет

В конкурсе для музыкального театра мюзикл «Русалочка» («Стейдж Энтертейнмент», Москва) взял две «Маски» — «лучший спектакль» и «лучшая женская роль» Мананы Гогитидзе. А за работу дирижера (Айнарс Рубикс) и мужскую роль (Дмитрий Суслов) премии были присуждены спектаклю «Месса» новосибирского Театра оперы и балета.

«Вариации Сальери» екатеринбургского Театра оперы и балета помимо «лучшего спектакля балета» получили «Маску» в номинациях «работа балетмейстера» (Вячеслав Самодуров) и «лучшая женская роль» (Елена Воробьева). Санкт-петербургский танцевально-драматический спектакль «Пассажир» был отмечен за «лучшую мужскую роль» (Владимир Варнава). Лучшая работа дирижера (Павел Клиничев) — в балете «Cantus Articus», Екатеринбург. И, наконец, Большой театр Москвы получил «Маски» за «Весну священную» в постановке Татьяны Багановой — «лучший спектакль современного танца» и «работа художника» (Александр Шишкин).

В конкурсе оперного театра лауреатами стали спектакли двух столиц. «Сомнамбула» Большого театра — «лучшая женская роль» (Венера Гимадиева). «Маску» за мужскую роль в опере «Итальянка в Алжире» Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко получил Максим Миронов. «Тристан и Изольда» театра «Новая опера» был отмечен «лучшей работой дирижера» (Ян Латам-Кёниг). Также Москва забрала «Маску» в номинации «работа композитора» — Владимир Кобекин, опера «Холстомер», Камерный музыкальный театр им. Б.А. Покровского. Санкт-Петербург в лице Михайловского театра получил «лучший спектакль» — «Евгений Онегин», «лучшую работу режиссера» (Андрий Жолдак), «лучшая работа художника по свету» (Эй Джей Вассбард).

Специальную премию жюри музыкального театра присудили спектаклям «Акын-опера», «Франциск», «Свадьба Фигаро» (Театр оперы и балета им.Чайковского, Пермь).

Куклы

Конкурс для кукольного театр набирает обороты и в нынешнем году три лучших спектакля из шести номинированных получили «Маски». Спектакль пензенского театра «Кукольный дом» «Убить Кароля», в том числе «работа художника» (Виктор Никоненко). Отмечена работа режиссера (Борис Константинов) в спектакле «Кармен», театр кукол «Теремок», Вологда. И московский спектакль «Старый сеньор и ...» театр им. Образцова - работы актеров.

За выдающийся вклад в развитие отечественного театра «Маски» в этом году были вручены Галине Волчек, Нине Ургант, Марку Захарову и Олегу Басилашвили.

| 20 апреля  | Просмотров: 2695 | 2


Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарии, пожалуйста, представьтесь системе. Если вы зарегистрированы в соцсетях, вы можете использовать ваши учетки и на Чеховеде:


Загрузка
Об авторе:

Читайте также

  • "Золотая Маска": планы на март

    Обзор главных событий весенней "Маски": конкурсная и внеконкурсные программы

  • "Золотая Маска": хроника февраля

    О том, что подготовила своим зрителям "Золотая Маска" в феврале

  • "Маска"-2014

    На этой неделе были объявлены номинанты ежегодной Национальной премии «Золотая Маска». Премия, учрежденная в 1993-м году и отмечающая в этом театральном сезоне свое двадцатилетие, вручается коллективам, представляющим различные виды театрального искусства: драму, оперу, балет, современный танец, оперетту и мюзикл, театр кукол. Церемония вручения Премий состоится 18 апреля на сцене Большого театра, а лауреаты "Золотой Маски-2014" определятся на фестивале, который пройдет в Москве с 25 января по 17 апреля. В рамках Фестиваля этого сезона пройдут как традиционные программы, так и зрителям будут представленые новые проекты "Маски".

Поделиться материалом