Свет рампы увидели первые сценические версии одноактных опер Глюка Права на иллюстрацию: Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко

Свет рампы увидели первые сценические версии одноактных опер Глюка

Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко подготовил любителям оперы премьеру, и премьеру особенную. На Малой сцене театр представляет две одноактные оперы, «безделушки» Кристофа Виллибальда Глюка — театральную серенаду на итальянском языке «Китаянки», поставленную впервые в 1754-м году, и комическую оперу «Исправившийся пьяница», увидевшую сцену в 1960-м, — на французском. Оба произведения в России ставятся на сцене вперые.

В основе сюжета первой оперы, которая была написана композитором для исполнения на открытой сцене в саду, — театральное состязание пытающихся побороть скуку героинь. Что касается восточной темы — здесь она присутствует номинально, специалисты в области оперного искусства склоняются к тому, что произведение «Китаянки» — представитель традиционной итальянской оперы середины восемнадцатого века. Глюк, снискавший славу «юмориста» в сфере музыки, в своем произведении не преминул выставить в пародийном ключе распространенные в те времена оперные штампы. В России сочинение «Китаянки» не знало сценического переложения и звучало только в концертном исполнении.

Вторая же опера — задорный мини-водевиль, в своей основе имеющий сказку Лафонтена. Дело было так: жена, дабы покончить с мужниным пьянством, в винном погребе разыгрывет над супругом сцену суда, взяв в помощники своих родственников. Мастерски разгранный спектакль заставил мужа безоговорочно поверить в то, что он находится в аду. В итоге жена добивается своего: муж отказыватся от вина и общает больше не распускать руки. В опере перемежаются комические и лирические эпизоды, произведение насыщено яркими ариями, увертюрами и ансамблями.

«Спектакль поворачивает музыку Глюка лицом к нашему времени» — говорят создатели спектакля, уточняя, что «главной темой диптиха становится взаимодействие и взаимоотталкивание разных культур и цивилизаций». Соединив в одну постановку две эти одноактные оперы, здесь стремятся ответить на вопросы: «Как смотрят друг на друга сегодня Восток и Запад, как меняются на оси взаимодействия углы зрения? Как выглядит эйфория некоторых знаменитых французов в отношении России в рамках неподделанной реальности?».

В этом году музыкальный мир отмечает трехсотлетие австрийского композитора, родившегося в Германии 2 июля 1714-го года. В 22 года Глюк переехал в Вену, работал в Италии, в Англии и в Чехии, после чего вновь вернулся в Австрию, где в пятидесятых годах осознал, что линия развития итальянского оперного жанра opera- seria, то есть, оперы-сериа, зашла в тупик. Композитор обращает свое внимание на французскую комическую оперу, одной из них и является опера «Исправившийся пьяница». Следующий период творчества композитора — период реформаторский, когда К. В. Глюк разрабатывает идеи обновления оперы в сторону ее упрощения и подчинения не жанру самой оперы, но подчинения тексту и смыслу произведения. Оба сочинения, которые ставит Музыкальный театр, написаны еще до знаменитых реформ Глюка.

Музыкальным руководителем постановок стал Петр Айду, в качестве одного из режиссеров выступил Анатолий Ледуховский, поставивший часть «Исправившийся пьяница», «Китаянки» вышли под руководством Георгия Исаакяна. Оформление спектакля выполнил знаменитый художник Сергей Бархин.

| 24 февраля  | Просмотров: 756 | 2


Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарии, пожалуйста, представьтесь системе. Если вы зарегистрированы в соцсетях, вы можете использовать ваши учетки и на Чеховеде:


Загрузка
Об авторе:

Читайте также

Поделиться материалом