Мольеровский "Тартюф" в "Школе клоунов" Права на иллюстрацию: "Тартюф или Обманщик": разворот из собрания сочинений Мольера, отпечатанного Джоном Уоттсом в 1739 г.

Мольеровский "Тартюф" в "Школе клоунов"

В театре «Эрмитаж» премьера — спектакль «Мольер „Тартюф“. В Школе клоунов». Расшифруем название: «Тартюф или Обманщик» — пьеса Мольера, «Школа клоунов» же — камерная сцена театра на 70 мест. Режиссер — Алексей Левинский, уже имевший опыт постановок мольеровских пьес, однако «Тартюфом» он занялся впервые.

Жанр «Тартюфа» — «высокая комедия», зародившаяся во французском театре в 17-м веке. Главное действующее лицо пьесы — Оргон, роль которого играл в свое время сам Мольер, это персонаж — уже немолодой, но еще не старый мужчина. В таком «пограничном» состоянии персонаж задается экзистенциальным вопросом, возможно ли совместить в себе одновременно и светское, и религиозное сознание, ведь эти два образа жизни для него диаметрально противоположны. Выход из положения нашелся: в момент кризиса стала решающей неожиданная встреча с Тартюфом, священником и плутом, ставшим Оргону примером и образцом, жизненным ориентиром, который был ему необходим.

В финале пьесы крушатся идеи, которыми Оргон выстроил свой мир при помощи бесчестного священника, и, таким образом, происходит разоблачение не мошенника Тартюфа, а самого Оргона, так наивно и глупо поверившего в святость очевидного обманщика. Невозможно обмануть того, кто не хочет быть обанутым сам — будто говорит нам Мольер. Оргон становится героем не комическим, а трагическим, и здесь раскрывается одна из черт «высокой комедии»: чем больше страдает герой, тем смешнее зрителю. Появляющийся в конце пьесы стражник будто наводит порядок: как в доме героя, так и в его голове. Но не повторится ли история сызнова, и возможно ли навести порядок в чужих головах силой?

Какой ответ на этот вопрос даст нам спектакль, мы увидим уже в пятницу.

Чем для Алексея Левинского является мольеровская пьеса, режиссер рассказал в интервью РИА Новости. Режиссер видит много ключевых тем в «Тартюфе», все они — современны и дают «уникальную возможность попытаться выразить сегодняшнее состояние мира», Левинский отметил важность «проблем намерений и реализации, и от чего они зависят», а также в постановке он выводит тему о том, «насколько связаны идеальные представления с антиидеальными».

| 06 февраля  | Просмотров: 729 | 1


Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарии, пожалуйста, представьтесь системе. Если вы зарегистрированы в соцсетях, вы можете использовать ваши учетки и на Чеховеде:


Загрузка
Об авторе:

Читайте также

Связанный материал

Театры: Постановки:

Поделиться материалом