«Passim» Права на иллюстрацию: Александра Кокорева

«Passim»

Théâtre du Radeau (Театр дю Радо) появился в 1977 году в небольшом городке Ле-Ман, расположенном в западной части Франции. Его бессменный руководитель Франсуа Танги создал в ноябре 2013 года спектакль «Passim», который этой осенью принял участие на 43-м Осеннем фестивале в Париже. Спектакль был показан на сцене Théâtre De Gennevilliers (Театр де Жновилльер), расположенном в пригороде французской столицы.

Латинское слово passim, ставшее названием спектакля, переводится как «всюду» и «в различных местах». Это целый калейдоскоп текстов, написанных в разное время в разных странах. Небольшие отрывки из классической литературы открывают целый мир, в котором мы то и дело пересекаем географические и временные границы: от «Пентесилеи» Клейста к «Лиру» и «Гамлету» Шекспира, от «Мизантропа» Мольера к пьесе «Жизнь есть сон» Кальдерона. А в самом конце спектакля мы оказываемся в фантастическом мире новеллы «Тиргартен» Василия Гроссмана. Автор легендарного романа «Жизнь и судьба» в своем другом небольшом тексте описывает берлинский зоопарк в час нацистского краха. Во время этой сцены актеры оживляют картину немецкого художника Георга Гросса, которую фашисты в свое время пригвоздили к позорному столбу и объявили вырождающимся искусством.

Каждый мини-спектакль полностью погружает нас в культурную среду своих текстов, которые звучат на французском, итальянском, испанском, английском, немецком языках. Это всего лишь небольшие отрывки из классических произведений, но Танги выбрал из них наиболее важные моменты.

В каждом отрывке звучит свое музыкальное сопровождение. Божественная музыка Глюка, Бетховена, Шуберта, Кейджа, Ксенакиса, Генделя, Сибелиуса, Верди — это не просто звуковой фон, а активный источник смысла в спектакле. Музыка привносит в литературные тексты остроту и драматизм.

Металлические балки, сложенные в неровные геометрические фигуры, дробят пространство сцены в высоту. В результате, образуются просторные окошки, которые подчеркивают литературную мозаику спектакля. На авансцене — мебельный склад, как попало сгружены старые детали декораций. В глубине — повисли деревянные щиты с поблекшей краской. Это каркас сценического пространства, который непрерывно меняется и деформируется на глазах.

Вместе с тем сцена, безусловно, преображается, и при появлении героев разных произведений — крестьян и чародеев, хозяев и слуг, королев и ремесленников. У каждого героя — своя история, у каждого актера — свой литературный жанр. Так смешивается между собой драма, проза и поэма.

Актеры исполняют свои роли тоже под стать эпохе; часто играют в несколько устаревшей манере, делая непривычно длинные паузы и растягивая слова. Будто и играют также, как и при жизни авторов текстов.

Такое актерское исполнение замедляет время. Кажется, оно тоже оттуда, из своей эпохи. Подобный эффект наиболее ярко проявляется в отрывке из «Короля Лира» Шекспира. Танги выбрал известную сцену в начале пьесы, где Лир раздает наследство своим дочерям. Актеры только занимают свои места, а уже понятно, что за текст, — точный сценический рисунок сразу вызывает в памяти знакомый сюжет. Герои движутся очень медленно и часто замирают в статичных позах. Создается ощущение, что перед нами — живые картины.

Весь спектакль проходит в одном смысловом ключе. Франсуа Танги обращается к извечным темам, ставшим в театре классическими: это одиночество, смерть и любовь. Но помимо них режиссер привносит в известные сюжеты неочевидную интерпретацию.

«...Когда мы воспроизводим сцену из „Короля Лира“, из вопроса о королевском наследстве, мы выходим на новую проблему — о театральном наследстве», — говорит Танги.

Компиляция различных текстов, наслаивание одного смысла на другой — все это так характерно для постмодерна, и его производного — постдраматического театра. Важно, что в сложных текстовых сопоставлениях может быть не только противоборство и конфликт, но и гармоничное сочетание, объединенное одной тематикой. В спектакле «Passim» в постановке Франсуа Танги, в целой палитре различных произведений, тексты не спорят между собой, но действуют заодно.

| 20 октября  | Просмотров: 1499 | 12
Тэги:
Франция


Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарии, пожалуйста, представьтесь системе. Если вы зарегистрированы в соцсетях, вы можете использовать ваши учетки и на Чеховеде:


Загрузка
Об авторе:

Читайте также

Поделиться материалом