Фестиваль "100 лет со дня рождения Виктора Розова": заметка первая Права на иллюстрацию: veneteater.ee

Фестиваль "100 лет со дня рождения Виктора Розова": заметка первая

Спектакль «В добрый час» по дебютной пьесе Виктора Розова был привезен на фестиваль Русским театром Эстонии. Любопытна история создания спектакля. Еще год назад молодой питерский режиссер Иван Стрелкин показал эскиз спектакля в рамках лаборатории современного театра в Москве ("Мастерская на Беговой«№ 7 была посвящена творчеству В.Розова), руководителем которой является Марат Гацалов. Он же теперь — художественный руководитель Русского театра в Таллине.

Бытовой и, в то же время, символический сюжет о перекрестке дорог юности, снабженный пафосом строительства коммунизма, — о поступлении молодых людей в институт (время действия середина пятидесятых) И. Стрелкин поднимает до философской аллегории Учителей и Учеников, останавливаясь на заданной Розовым метафоре выбора жизненного пути. История отдельно взятого семейства подана как извечный конфликт отцов и детей. Эмоциональный резонанс спектакля — в близком каждому подростковом бунте против навязанных взрослыми законов жизни.

Начавшись радиовключением репортажа о первом полете в космос Юрия Гагарина, спектакль вписывает происходящую историю в эпоху все больше иронически. Используются видео-инсталляции под бодрые советские песни, предваряющие тематику сценических картин и, в то же время, создающие комические оксюмороны микширования совковых речевок: «В СССР есть любовь!» — «Директора, следите за моральным обликом ваших учеников!».

Комедийно обыграны сцены первых двух картин — приезд дальнего родственника, домашняя лекция профессора для юных абитуриентов, в процессе подготовки к экзаменам. Но первое разочарование юности обретает трагические нотки, и к финалу, когда по очереди плюнув на прощание в стеклянную пятилитровую банку (в них же «консервируют» памятные негативы или записки герои) молодежь уйдет самостоятельно выбранной дорогой, — это будет ступенью в действительно новую жизнь...

Стилистически нейтральные образы Розова в духе пятидесятых режиссер ярко расцвечивает и заостряет в характере. Отец семейства, доктор биологических наук, становится зацикленным на своих бобовых и корнеплодах ученым (Сергей Черкасов). Мать (Елена Тарасенко), занятая благополучием дома, в привычном фартуке и со шваброй, как домработница.

Потрясающая роль второго плана досталась Дмитрию Косякову, он играет старшего сына в семье — Аркадия, неудачливого актера. Используя прием театра в театре, режиссер углубляет и добавляет гротеска в роль, дав Аркадию сыграть шекспировского Ричарда III, якобы репетируемого в продолжение действия. Вместо патетических реплик о трепете выхода на театральные подмостки Аркадий теперь «учит» монолог страшного горбуна, подавленного комплексом неполноценности и собственной неудовлетворенной гордыней. «Я — злой» крикнет изображающий гениального злодея Аркадий бегающей за ним Маше (Алина Кармазина). Распугав зрителей, промчится с бутылкой по залу. В разноцветных лосинах, плаще и с бутафорским горбом будет прятаться под столом от непонимающего его тонкой натуры мира. Вот Аркадий лицедействует, изображает пса (они вернулись с неотвязчивой Машей с выставки собак) — по-собачьи метит комнатные растения из водораспылителя, приставленного между ног. А потом и вовсе кобелем, высунув язык, пристроиться к Машиным ногам, производя импульсивные движения. Он же, в финале, как будто репетируя очередной трагический монолог, вдруг прочтет слова учителя Савла из «Школы для дураков» Саши Соколова: «О люди, учители и ученики, как неразумны и грязны вы в помыслах своих и поступках! Но мы ли виновны в идиотизме и животной похоти наших...».

Антитеза, заложенная в композиции, причудливым образом отразилась и в декорациях (Екатерина Малинина, Москва). Гостиная в квартире семьи Авериных обставлена как теплица или оранжерея — повсюду цветы в горшках — молодая зеленая поросль — и банки с рассадой. Висят в громоздких рамках фотографии старой Москвы. Все ходят в пластиковых тапочках, разуваясь у двери как в предбаннике. А четвертая стена — между зрителем и сценой затянута пленкой. Герои берут пульверизаторы и распыляют воду. Душно. Прикасаются к полупрозрачной стене, словно хотят выйти...Давление и удушающая «забота» угнетает подростков: Андрея-главного героя (Герман Клаад) и его друзей — Галю (Карина Шмерлинг) и Вадима (Мартин Зиневич). Им жарко и некомфортно, как в парнике под палящим солнцем, от требований, ожиданий взрослых. На эту самую «заботу о людях», выписанную уже в виде лозунга на грифельной профессорской доске, помочиться Аркадий, продолжая играть в пса. Молодые герои взрежут и грубо разорвут пленку и вздохнут полной грудью под песню «Агаты Кристи» «В интересах революции», испишут хулиганскими словами и изрисуют дурацкими рисунками благочинную гостиную.

Маленький детский велосипедик, который заберет с собой в новую жизнь нервический и нескладный Андрей, — щемяще трогательная память об ушедшем детстве.

| 20 ноября  | Просмотров: 1027 | 3


Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарии, пожалуйста, представьтесь системе. Если вы зарегистрированы в соцсетях, вы можете использовать ваши учетки и на Чеховеде:


Загрузка
Об авторе:

Читайте также

  • Режиссерские лаборатории, часть вторая: шутка над олимпиадой и «сказочная» история

    Четвертого числа в продолжение «Розовских чтений» в черной комнате РАМТа представили два эскиза молодых режиссеров по малоизвестным пьесам Виктора Розова «Кабанчик» и «В дороге». Эскизы по пьесам оказались объединены темой бегства ребенка из семьи и мучительным поиском правды. Зрители снова и снова задавались вопросами: несут ли дети ответственность за грехи своих отцов? что делать, если отец поступил не по совести? стоит ли смотреть на прошлое как на источник бед?

  • О том, как искали Розова в Черной комнате

    В понедельник состоялось очередное событие фестиваля "В поисках Розова" – первый день проекта «Розовские чтения», в который молодые режиссеры показали три эскиза по пьесам Виктора Розова. В Черной комнате зрители познакомились с фрагментом будущего спектакля Рузанны Мовсесян "С вечера до полудня", Роза Саркисян представила на суд собравшихся своё видение пьесы "Дома", заключил же вечер эскиз «Затейник» в режиссуре Александра Баркара.

  • "Вечно живые" Воронежского Театра Драмы

    Знаменитым текстом Виктора Розова "Вечно живые" художественный руководитель театра, Анатолий Васильевич Иванов, вплотную занялся в 2000 году, создавая спектакль к 55-летнему юбилею Великой Победы. Восстановленный спустя 10 лет, к 65-летнему юбилею, сейчас спектакль играется редко. Труппа посвятила прошедший вечер светлой памяти Виктора Розова и Анатолия Иванова, всё же сыграв "Вечно живых" в рамках фестиваля после продолжительной паузы.

Поделиться материалом